Управление знаниями: есть ли отраслевая специфика

Часто отвечаю на запросы, в которых спрашивают о примерах управления знаниями, — по отраслям, про результаты, про расчет эффективности и т.п. Поэтому попробую рассказать часть из того, что помню, не претендуя на полноту и объективность.

Для меня лично управление знаниями началось с упоминаний в отчетах Gartner Group о том, что это, в общем-то, неплохая штука. Было это еще в 1999-2000 годах. Но, как это бывает и с другими их пророчествами, — когда не видишь – не веришь.

В 2005 году мы начали знакомиться с мировым опытом. Конечно, нефтянки. Было очень много интересных примеров, за исключением одного: суть понятна, а детали – нет. Самый, пожалуй, яркий пример, — это встреча со Schlumberger, где нам в деталях рассказали об их подходе к управлению знаниями. И, несмотря на то, что бизнес нефтесервисной компании существенно отличался, интересные идеи от Schlumberger были и остаются. А их систему альтернативных грейдов часто привожу как один из эффективных способов мотивации управления знаниями.

Дальше не буду упоминать компании, — пойдем по отраслям. Безусловно, очень интересен пример нефтянки. Внутри я бы разделил традиционные подходы на 2 больших направления – те, где существует типовое оборудование и процессы – например, заводы или заправки, и те, где сложнее сравнивать подразделения между собой, — например, геологоразведка и добыча. В первом случае неплохо зарекомендовал себя подход по поиску и последующему тиражированию лучших практик, — того, что позволяло приносить довольно быструю отдачу при сравнительно небольших затратах. Чуть позже ряд компаний начал активно обмениваться идеями, связанными с работой розницы – заправок. В принципе, до самых интересных примеров финансовых компаний нефтянке еще достаточно далеко, но работу с идеями со счетов сбрасывать не стоит. В Upstream же, на мой взгляд, работа чаще всего строится вокруг профессиональных сообществ и экспертной поддержки бизнеса. Примеров тут тоже было в свое время приведено достаточно много, но самое главное, что примерно так же развивались и практики по управлению знаниями во многих зарубежных нефтегазовых компаниях. ConocoPhillips, у которой мы многому научились, шла именно таком путем.

Второй впечатляющий сектор – это финансы. Страховые компании и банки. Внутри них можно найти массу интересных примеров. И пусть почти никто из них не называет свою работу «управлением знаниями», — это и не важно. Во-первых, ряд из них запускал краудсорсинговые проекты. Под этим я буду понимать в первую очередь работу с идеями внешних участников. Интересные предложения извне действительно поступали, и самые лучшие – внедрялись. Но часто это выглядело больше как пиар-кампания, приуроченная к каким-то датам. Больший интерес и ценность имела работа с идеями собственных сотрудников. Вот тут многие из них показывали и показывают очень существенные в финансовом выражении результаты. Если только премии за лучшие внедренные идеи доходили до 10-15 тысяч долларов. По текущему курсу. При этом у кого-то KPI внутри формировались таким образом, что их было невозможно достичь без того, чтобы не внедрять работающие предложения. Третий блок финансового сектора, пожалуй, это дизайн-мышление. Наверное, почти все без исключения пробовали что-то создавать с помощью него. Кто-то – отказывался. Кто-то – применяет постоянно. Что самое примечательное – почти никто в банках не говорит, что эти практики – часть управления знаниями. Напротив, обещали даже побить, если буду настаивать на своем. А в последнее время в банках все больше развивается тема создания баз знаний. Очень правильное направление. Из самых ярких примеров – Альфа-Банк. Знаю, потому что встречался с внутренним заказчиком, знаком с командой разработки и «изнутри» отзывы давали. А еще интересно наблюдать со стороны за противостоянием «зарубежного» и «отечественного». Отечественное решение набирает обороты и, с ценой на порядок ниже «зарубежного аналога», имеет все шансы на успешное развитие.

Кто еще? Металлурги, железнодорожники, добывающие компании, энергетика — это те, кто, на мой взгляд, стартовали с идей бережливого производства, а затем плавно переросли в полноценные проекты по развитию собственных систем управления знаниями. Или перерастают сейчас. Есть финансовая отдача, есть собственные ответственные, — то ли еще будет.

Особняком я поставлю атомщиков, которые активно работают с результатами интеллектуальной деятельности, и, как они сами говорят, очень успешно. Особняком – по одной простой причине: попытка скопировать этот подход, например, на нефтянку, не дал ровным счетом ничего. Т.е. разработчики просто не смогли найти ни одного весомого аргумента для нефтянки, в который можно было поверить. Но это – тоже детали. При этом атомная отрасль – пока единственный из известных мне системных подходов по сохранению критически важных знаний в стране. Рад, что удалось познакомиться и подружиться с командой «носителей» этой экспертизы, — как тех, кто остался внутри, так и тех, кто продвигает это уже самостоятельно.

Есть еще большое количество крупных компаний «с государственным участием», в которых также запущены или анонсированы через тендеры проекты по созданию или развитию управления знаниями. Но пока это больше похоже на ситуацию 2000-х годов, когда все поголовно говорили или внедряли разного рода «экспертные системы» или «базы знаний».

И буквально год-два, как «открыл» для себя ИТ-отрасль. Тут два мощных направления: с одной стороны – это бизнес компаний – системных интеграторов, который очень близок по модели бизнесу инжиниринговых компаний. А, с другой, задачи, стоящие перед компаниями-разработчиками. Реально, очень интересные примеры, подходы и задачи, тем более, что мое первое официальное «гражданское» место работы – это Компания АйТи, которая очень много дала мне.)))

Про работоспособные инструменты – в следующий раз. А вот к сохранению критически важных знаний советую всем присмотреться. Убедился в эффективности этого подхода на практике, плюс реально собралась очень сильная команда профессионалов. Всем успехов в работе над «управлением собственными знаниями»!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как:
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close