Лучший способ передать знания или почему важно уделять внимание передаче неявных знаний

«Есть такой известный эксперимент Стива Бокмана», — эта фраза немного подвесила меня, так как ничего ни про эксперимент, ни про самого Стива я ни разу не слышал… Начал искать, кто такой Стив. С трудом отфильтровал его от актера, нашел на FB, и только после этого наткнулся на его описание проведения того самого эксперимента. Чем и делюсь.

«Избегаем узких мест передачи знаний.

В разработке программного обеспечения есть много способов передать знания о том, как создать продукт, людям, которые выполняют фактическое здание. Однако производство может быть серьезно затруднено, если эти знания генерятся быстрее, чем они потребляются. Это узкое место передачи знаний.

Недавно я провел семинар, который позволяет участникам испытать три различных способа передачи знаний в рабочей среде. Изделие в данном случае представляло собой бумажный самолетик необычной конструкции. Идея заключалась в том, чтобы попробовать различные способы передачи знаний о том, как построить самолет, от «главного конструктора» (меня) к производственным работникам, и сравнить относительную производительность различных методов:

  • Документация – рабочим были даны письменные инструкции (22 шага) по постройке самолета.
  • Обратный инжиниринг – рабочие получили готовый самолет, который они могли изучить, чтобы воспроизвести шаги, необходимые для его создания.
  • Наставничество — «главный конструктор» строил самолет шаг за шагом, и рабочие повторяли каждый шаг по мере его выполнения.

Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе все 8 участников использовали метод документирования. На втором этапе одна команда из 4 человек попробовала реверс-инжиниринг, а другая команда из 4 человек — наставничество.

Результаты оказались интересными. Используя метод документации, только один человек из в общей сложности 8 приблизился к тому, чтобы вообще построить самолет за отведенный 5-минутный период.

Используя метод обратного проектирования, 1 человек из в общей сложности 4 произвел готовый самолет за 5 минут.

Используя метод наставничества, каждый из 4 членов команды сделал готовый самолет менее чем за 5 минут.

Узкое место передачи знаний в программном обеспечении

В процессе разработки программного обеспечения передача знаний происходит постоянно, и легко представить себе разработчика программного обеспечения в роли “главного конструктора”, описанной в упражнении выше.

Предположим, я разработчик, который обнаружил и написал код для реализации метода привязки некоторых данных к элементам управления пользовательского интерфейса, и что этот метод формирует шаблон, о котором хотят знать мои коллеги-разработчики. Если бы вы были одним из моих коллег-разработчиков, вы бы предпочли, чтобы я (а) дал вам документ, в котором я описал технику, (б) рассказал вам, где находится код, и предложил вам разобраться в нем самостоятельно себя или (в) в паре с вами реализовал шаблон для нового набора данных?

Конечно, в реальной жизни работа в паре с тобой занимает больше моего времени и может показаться менее эффективной с моей точки зрения. В конце концов, я мог бы заняться проектированием следующего рисунка, и еще одного после этого. Но производительность команды в целом, а не моя личная производительность, вот что важно. А наставничество помогает повысить производительность команды, избегая узких мест в передаче знаний.»

Великолепный пример, который содержит в себе много интересного. Во-первых, то, что передача документированных знаний (базы знаний, инструкции, регламенты и прочее), — не всегда оптимальный способ научить чему-то. Особенно, если учатся новички.

Во-вторых, и это ценнее на несколько порядков, — «надо чаще встречаться»! Именно за счет коммуникации людей многие непонятные вопросы снимаются, приходят новые идеи, а задачи – решаются.

Свою профессиональную деятельность я начинал с роли системного аналитика. И мне повезло, — у меня был отличный учитель, который на сегодняшний день «спроектировал», наверное, под сотню систем самой разной сложности. И уже тогда, читая книги по системному анализу, я впитал, что «ошибки, выявленные на этапе проектирования, стоят на порядок дешевле, чем…» Ну, и так далее. Каково же было мое удивление, что реальный бизнес на миллионных, миллиардных контрактах, и не всегда в рублях, готов совершать эти самые ошибки, экономя на семечках, и терять потом колоссальные суммы!

А ведь казалось бы… Только сегодня обсудили с коллегой, что практически в любой организации можно довольно быстро собрать информацию о том, в какой предметной области сотрудники компании обладают экспертизой, и в короткие сроки выйти на создание системы поиска экспертов. Так почему иногда мы так долго и сложно ищем нужных специалистов на проект или на выполнение задания? Почему мы легко готовы расстаться с человеком, и только через месяц-другой узнаем, что в его голове были знания, которые уже никто не сможет восполнить за разумные сроки?

Возвращаясь к идеям Стива Бокмана, — каждая организация должна не просто знать своих экспертов, но и создавать условия для их общения друг с другом или с теми, кто только готовится стать экспертом или специалистом. При реализации новых проектов. При уходе ветеранов или просто опытных людей из компании. При вхождении в профессию новичков. При… да при решении любой задачи, которую, на ваш взгляд, можно выполнить чуть лучше. Конкретные форматы можем разобрать вместе.

Лучший способ передать знания или почему важно уделять внимание передаче неявных знаний: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как:
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close