Big Data, искусственный интеллект и управление знаниями

На мой взгляд управление знаниями – довольно консервативная «штуковина», которую не особо запугаешь/удивишь чем-то новым. Вот и стандарт «международный» появился только в прошлом году. И тренды, — те, про которые ежегодно рассказывает APQC, — тоже не особо цепляют за живое. Помню, как кто-то из «КМ-классиков» на вопрос о современных тенденциях в области управления знаниями ответил примерно так: «Ну, хотите, я тут Big Data напишу?» Но буквально пару дней назад разговаривал со старым знакомым, который скоро, я уверен, станет одной из самых известных «фигур» в ИТ-бизнесе. И он мне сказал просто: «Big Data – это же все про то, как управлять знаниями». )))

Да ладно?! Давайте посмотрим вместе. Скажу сразу – я не делаю большого различия между «большими данными» и «искусственным интеллектом», так как в моем воспаленном мозгу и то и другое – для принятия обоснованных решений. Быстрее, точнее, результативнее…

На прошедшем в январе этого года вебинаре «The Top Trends in KM for 2019» на примере трех различных компаний говорилось как раз о трендах управления знаниями, так или иначе связанными с данными. Что лично меня зацепило. Только некоторые мысли.

В компании Accenture ежемесячно обрабатывается порядка 1,5 млн. поисковых запросов, объединяющих данные более чем из 50 источников различных типов. Индексация данных происходит ежедневно. Чтобы дать людям нужные им знания, в компании используются три основных инструмента: автоматическое добавление тегов (использование текстовой аналитики для улучшения управления содержимым и поиском), персональные рекомендации контента (накачка нужными знаниями, чтобы помочь вам продавать и формировать решения за счет интеллектуального движка) и коннектор (инструмент, помогающий автоматически соединять людей с теми, кто знает то, что нам нужно). Например, благодаря персональным рекомендациям вы просто глубже «зарываетесь» в рекомендованный контент, а не возвращаетесь снова к первоначальным страницам поиска.

А ведь действительно: попробуйте найти что-то полезное в Google – иногда приходится прошерстить десятки страниц, пока найду что-то на самом деле интересное. Может, это потому, что наши профили никто сильно не анализирует пока? )))

Второй компанией была Northern Light. У них больше всего зацепил график: с 2020 года миллениалы составят более 50% рабочей силы. К 2025 году – 75%. Их основные идеи о будущем поиска:

1. Распознавать не только то, что относится к поисковому запросу, но и то, что важно знать пользователю.

2. Обобщение важных сведений в документах, относящихся к интересам пользователя.

3. Узнайте, что волнует каждого пользователя, и находите ему соответствующий материал без запросов.

На мой вкус – очень перекликается с персональными рекомендациями контента от Accenture.)))

И, наконец, третья компания, со скромным названием Guru Technologies.

Они выделили три главных тренда в управлении знаниями на 2019 год. По случайному совпадению – снова в части поиска. )))

1. Лучший поиск – это его отсутствие.

2. Искусственный интеллект трансформирует поддержку пользователей в генератор дохода.

3. Искусственный интеллект дает нам возможность выполнять нашу работу наилучшим способом.

Ну, Guru – они и есть – гуру. ))) И если отсутствие поиска явно пересекается с идеями двух других компаний, то вот про искусственный интеллект – пусть расскажут всем нашим бесчисленным службам доставки различных компаний. За последний месяц, по-моему, только тот, кто почти ничего не заказывал, или откровенно ленивый, не делился своим отрицательным опытом из этой части «поддержки пользователей». Лучшим способом, говорите? Ну-ну…

Картинка — из вебинара. Она как раз показывает, что и за какой срок будет заменено на искусственный интеллект.

Source: When Will AI Exceed Human Performance? Evidence from AI Experts, May 2019

Для точности добавлю еще, что несмотря на источник – картинка эта из презентации Kamran Khan, Managing Director в Accenture.

Ну, и учитывая, что 3 года с 2016 уже прошло, то до полной замены человека искусственным интеллектом осталось где-то 123 года. ))) На наш век – хватит! И, кстати, если чинить телегу примерно так же, как и в фильме «Формула любви», — то, глядишь, 123 плавно превратятся в 321…

А если серьезно, то во всех этих примерах есть действительно очень много общего именно из сферы управления знаниями. Попробую бессистемно, но структурированно это показать.

1. Единственное отличие знания от информации – это контекст. Ну, или то дело, которое мы должны сделать. И вот применительно к нашему контексту и должен работать поиск и анализ данных. А уж как он будет выдаваться/проводиться – по запросу, по событию, или просто при обновлении – уже дело техники. Как показали тренды – техники этого года.

2. Не так явно видно, но тем не менее: персональные рекомендации создают пользователи или эксперты! Т.е. причинно-следственные связи внутри разных категорий контента/знаний кому-то придется прописать, постоянно обновлять и все такое. Иначе AI легко превратится в «искусственный идиотизм» или что-то созвучное.

3. И, наконец, третья мысль прямо в том виде, как она и звучит в первоисточнике: «Распознавать не только то, что относится к поисковому запросу, но и то, что важно знать пользователю». А это уже – один-в-один про формирование «интеллектуальных» или «знаниевых» активов.

С технической стороны сформировать тот или иной знаниевый актив не так уж и сложно. Сложнее – выстроить процессы, чтобы этот актив стал и оставался действительно активом как можно дольше. Давайте вместе прикинем, как это можно сделать. Ведь большой путь начинается с маленьких шагов. А там, глядишь, и ваши примеры будут разбирать, оценивая тренды управления знаниями 2020.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как:
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close