Напряжения в зонах анкеровки

Попытки увеличить запасы трещиностойкой кости за счет увеличения силы натяжения арматуры привели к проблеме возникновения опасных местных напряжений в зонах анкеровки на торцах балок. Это, свою очередь, побудило увеличивать размеры концевых участков балки, необходимые для восприятия все увеличивающихся искусственно нагнетаемых сил предварительного натяжения арматуры, кроме того, в верхних поясах балок возникли опасные растягивающие, а в нижних — чрезмерные сжимающие напряжения. В конструкциях с высокой степенью предварительного обжатия бетона наблюдается неоправданный перерасход арматуры и бетона.
Учитывая недостатки принципа так называемого «полного сжатия» бетона, было признано целесообразным назначать оптимальное предварительное натяжение арматуры таким, которого достаточной надежностью обеспечивало бы необходимую долговечность конструкций. Добиться подобного результата можно, смягчив требования к расчету на трещиностойкость по нормальным напряжениям, допуская вероятность образования и кратковременного раскрытия трещин ограниченной ширины под воздействием редко возникающих комбинаций нормативных нагрузок.
Типовые балочные железобетонные пролетные строения, широко применяемые на автомобильных и железных дорогах, освоены в заводском изготовлении. Однако как показал опыт, выявлены технологические трудности, вызванные, главным образом, плохо поддающимися механизации операциями по заготовке и установке в опалубку сложных по формам арматурных каркасов.